В Томском центре экспертиз проводятся судебно-психологические (психолого-педагогические) экспертизы по делам о спорах между родителями о воспитании и месте жительства ребенка.

При назначении судебной экспертизы по спорам, связанным с защитой интересов детей, может быть рекомендован следующий примерный список вопросов:

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки психологического расстройства (психологического неблагополучия)?
  • Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между их возникновением и сложившейся конфликтной ситуацией в семье, а также не находится ли их возникновение в причинно-следственной связи с общением (проживанием) с кем-либо из родителей?
  • Если у несовершеннолетнего имелись признаки психологического неблагополучия (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения и т.п., перечислить конкретные проявления у данного ребенка), то с чем они были связаны, можно ли сказать, что они были вызваны негативным влиянием встреч с родителем?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего?
  • Каково действительное отношение ребенка к матери и отцу, другим членам семьи?
  • При выявлении у ребенка негативного отношения к одному из родителей, чем оно, с большей степенью вероятности, обусловлено?
  • Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психологического развития, влияния на него конфликтной ситуации?
  • Наблюдаются ли у родителей несовершеннолетнего признаки психологического неблагополучия (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения и т.п., перечислить конкретные проявления)?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей, не оказывают ли они негативного влияния на психологическое состояние и развитие ребенка?
  • Каков стиль воспитания каждого из родителей, не оказывает ли он негативного влияния на психологическое состояние и развитие ребенка?

Методы судебно-экспертного психологического исследования:

- клиники-психологический (психологический анализ материалов гражданского дела; направленная беседа, методы психологического наблюдения за поведением родителя в ситуации экспертного исследования, за поведением и игровой деятельностью ребенка, за совместной деятельностью ребенка с родителями);

- клинико-психологическое исследование ребенка;

- клинико-психологическая беседа;

- экспериментально-психологический.

По итогам проведения экспертизы оформляется заключение, соответствующее требованиям действующего законодательства.

Подготовлено с использованием литературы: Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата / Ф.С.Сафуанов.-М.:Издательство Юрайт, 2014.