В Томском центре экспертиз проводятся судебно-психологические (психолого-педагогические) экспертизы по делам о спорах между родителями о воспитании и месте жительства ребенка.
При назначении судебной экспертизы по спорам, связанным с защитой интересов детей, может быть рекомендован следующий примерный список вопросов:
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки психологического расстройства (психологического неблагополучия)?
- Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между их возникновением и сложившейся конфликтной ситуацией в семье, а также не находится ли их возникновение в причинно-следственной связи с общением (проживанием) с кем-либо из родителей?
- Если у несовершеннолетнего имелись признаки психологического неблагополучия (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения и т.п., перечислить конкретные проявления у данного ребенка), то с чем они были связаны, можно ли сказать, что они были вызваны негативным влиянием встреч с родителем?
- Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего?
- Каково действительное отношение ребенка к матери и отцу, другим членам семьи?
- При выявлении у ребенка негативного отношения к одному из родителей, чем оно, с большей степенью вероятности, обусловлено?
- Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с родителем самостоятельным, с учетом его возраста, состояния, уровня психологического развития, влияния на него конфликтной ситуации?
- Наблюдаются ли у родителей несовершеннолетнего признаки психологического неблагополучия (невротические реакции, расстройства эмоций и поведения и т.п., перечислить конкретные проявления)?
- Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей, не оказывают ли они негативного влияния на психологическое состояние и развитие ребенка?
- Каков стиль воспитания каждого из родителей, не оказывает ли он негативного влияния на психологическое состояние и развитие ребенка?
Методы судебно-экспертного психологического исследования:
- клиники-психологический (психологический анализ материалов гражданского дела; направленная беседа, методы психологического наблюдения за поведением родителя в ситуации экспертного исследования, за поведением и игровой деятельностью ребенка, за совместной деятельностью ребенка с родителями);
- клинико-психологическое исследование ребенка;
- клинико-психологическая беседа;
- экспериментально-психологический.
По итогам проведения экспертизы оформляется заключение, соответствующее требованиям действующего законодательства.
Подготовлено с использованием литературы: Судебно-психологическая экспертиза: учебник для академического бакалавриата / Ф.С.Сафуанов.-М.:Издательство Юрайт, 2014.