Процесс формирования института негосударственных экспертов начался после
Государственная статистическая отчетность не выделяет сведения о количестве назначаемых экспертиз, поэтому определить в процентном соотношении количество экспертиз, проводимых негосударственными судебными экспертами, затруднительно. Например, по данным Верховного Суда Российской Федерации, в 2010-2011 годах негосударственными экспертами только по гражданским делам было проведено 25,8% экспертиз, за 2016 год - уже более 63%, за 2017 год – более 65%. По некоторым оценкам количество экспертиз, проводимых в негосударственных экспертных учреждениях по всем категориям дел, составляет более половины от общего объема экспертиз, и ежегодно наблюдается рост данного показателя.
Отсутствие должного правового регулирования негосударственной судебно-экспертной сферы, в частности отсутствие квалификационных требований к негосударственным экспертам (например, об образовании, стаже работы, регулярном повышении квалификации и т.п.), требований о необходимости лицензирования экспертной деятельности, проведения обязательной сертификации экспертов, страховании экспертной ответственности, саморегулировании экспертной деятельности, создало предпосылки к появлению на рынке экспертных услуг экспертов с низким уровнем квалификации и дефектным правовым сознанием. Выполняя функции содействия в расследовании уголовных дел, осуществлении правосудия, судебный эксперт, допуская ошибки в профессиональной деятельности, создает угрозу в целом правоохранительной системе государства, дискредитирует власть, в частности ее судебную ветвь, в глазах граждан. Ошибки экспертов могут повлечь вынесение неправосудных решений, привлечение к уголовной, административной ответственности невиновных лиц, незаконное освобождение от ответственности виновных и другие подобные последствия, что в своем итоге находит негативное отражение в правосознании членов общества, ведет к проявлению и усугублению правового нигилизма, формированию недоверия к органам власти, государству, неспособному защитить законные права и интересы своих граждан.
Ведущие негосударственные экспертные учреждения в России, профессиональные объединения экспертов в последние годы активно пытаются переломить сложившуюся негативную ситуацию на негосударственном экспертном рынке: повысить качество выполняемых экспертиз, профессиональный уровень экспертов, за счет добросовестной конкуренции ограничить доступ на рынок «непрофессиональных» экспертов.
В настоящее время практика назначения судебных экспертиз смогла выработать требования к негосударственным экспертам и экспертным организациям:
1) негосударственная экспертная организация должна быть создана в организационно-правовой форме, предусмотренной для некоммерческих организаций, с основным видом деятельности – судебно-экспертная. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации не ставят целью своей хозяйственной деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученные доходы между учредителями. В отличие от коммерческой организации, деятельность некоммерческих юридических лиц подлежит дополнительному контролю в части получения и расходования денежных средств, персонального состава органов управления, осуществляемому управлениями Минюста России в субъектах. Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 21.12.2010г. №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» разъяснил, что «Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами».
2) членство негосударственной экспертной организации в профессиональном объединении экспертов. Профессиональные объединения экспертов создаются в целях содействия их членам в осуществлении профессиональной деятельности: содействие повышению профессионального уровня, взаимная поддержка членов, создание условий для развития профессиональных качеств экспертов и т.п. При приеме в члены таких объединений, как правило, проверяют наличие положительной деловой репутации эксперта.
3) эксперты должны иметь высшее профессиональное образование, соответствующее виду проводимых им экспертиз. В качестве ориентира можно руководствоваться приказом РФЦСЭ при Минюсте России от 28.01.2011г. №15/1-1, в котором соотнесены экспертные специальности (по видам экспертиз) и соответствующее им высшее образование, которое должно быть у эксперта.
При наличии у эксперта диплома о профессиональной переподготовке по конкретной экспертной специальности необходимо обращать внимание на образовательную организацию его выдавшую, в частности – наличие у нее лицензии на ведение образовательной деятельности, наличие разработанной образовательной программы, срок освоения программы, порядок прохождения обучения.
Экспертам необходимо регулярно проходить повышение квалификации (не реже 1 раза в 3-5 лет).
4) экспертам необходимо пройти процедуру сертификации своей компетентности, т.е. подтвердить, что уровень их профессиональной подготовки, знания и опыт позволяют решать поставленные перед экспертом задачи. Действующие системы сертификации подлежат регистрации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Органом по сертификации, как правило, выступают профессиональные объединения экспертов. При ознакомлении с сертификатом соответствия эксперта необходимо обратить внимание на орган по сертификации, который его выдал, ознакомиться с порядком прохождения процедуры подтверждения соответствия в данном органе. В рамках прохождения процедуры сертификации объективно оценить уровень профессиональной подготовки эксперта можно только путем проверки его знаний (сдачей экзамена, прохождением тестирования, рецензированием его заключений и т.п.). В связи с чем сомнительными выглядят сертификаты соответствия, которые можно получить в максимально короткий срок дистанционно без обучения или без сдачи соответствующих экзаменов, без рецензирования ранее выполненных экспертом заключений.
Указанные выше требования к негосударственным экспертным учреждениями и экспертам, выработанные практикой, не предусмотрены в действующем законодательстве, но их соблюдение конкретной экспертной организацией (или экспертом) является своего рода гарантией качества осуществляемой экспертной деятельности.
Автор статьи: Смирнова Светлана Владимировна, эксперт АНО "Томский центр экспертиз".
Копирование материалов без указания автора и действующей ссылки на настоящий сайт запрещено.