Эксперт АНО "Томский центр экспертиз" Смирнова С.В.
Уголовная ответственность экспертов за фальсификацию доказательств по ст.303 УК РФ.
Уголовная ответственность за фальсификацию доказательств установлена статьей 303 Уголовного кодекса Российской Федерации. Субъектами данного преступления являются лица, участвующие в деле, их представители, участники производства по делу об административном правонарушении, их представители, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, составлять протоколы об административных правонарушениях, лица, производящие дознание, следователь, прокурор, защитник, лицо, уполномоченное на проведение оперативно-разыскных мероприятий.
Под фальсификацией доказательств по смыслу статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо понимать «любое искажение сути, объема, внешнего вида, веса и других характеристик доказательств (или хотя бы одного доказательства), влияющее на полное и объективное рассмотрение дел» [1].
В судебной практике встречается позиция, которая под фальсификацией доказательств понимает, в том числе и уничтожение доказательств в пользу обвиняемого или потерпевшего [2]. С таким расширенным пониманием фальсификации доказательств согласиться не представляется возможным, поскольку уничтожение доказательства влечет его гибель, оно перестает существовать, а фальсификация предполагает существование доказательства, но в некотором измененном виде.
До изменений, внесенных в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 303 Уголовного кодекса Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривал для экспертов ответственности за данные деяния. В связи с чем в литературе неоднократно указывали на необоснованно узкий круг субъектов фальсификации доказательств.
В соответствии с действующей редакцией статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации ответственность эксперта наступает за фальсификацию доказательств только по делу об административном правонарушении. Так как согласно главе 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся и эксперты.
Уголовной ответственности за фальсификацию доказательств экспертом по гражданскому, арбитражному и административному делу не предусмотрено.
При этом у экспертов имеется реальная возможность фальсификации доказательств в рамках конкретных дел при проведении экспертизы. Судебный эксперт, как правило, проводит экспертизы в негласных условиях, несмотря на то, что лицам, участвующим в деле, а также следователю, предоставлено законом право присутствовать при производстве экспертизы [3], на практике, такой вид процессуального контроля малоэффективен и реализуется редко. Находясь с объектом экспертизы наедине, эксперт имеет возможность, например, исказить сведения, содержащиеся в письменных документах, видоизменить вещественные доказательства и т.п.
В связи с чем, необходимо расширить круг субъектов фальсификации доказательств путем включения в него экспертов применительно ко всем видам судопроизводства, а также к стадии «до возбуждения уголовного дела». Поскольку действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации допускает возможность проведения судебной экспертизы при проверке сообщения о преступлении [4].
Список использованной литературы:
1. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. № 8. С. 13.
2. Определение Верховного Суда РФ от 19.07.2006 г. № 87-о06-18.
3. Статья 24 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»; статья 197 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
4. Часть 1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.